Товарный знак зарегистрирован НПФ Кварц Rambler's Top100
Продукция Новости Каталог О предприятии Контакты Обратная связь Регионы Карта сайта
Обновление сайта 19.05.2018 г.

Капремонт АТСК 50/200
Адаптер САК
Аппаратура для АТСК 50/200
Аппаратура для АТСК 100/2000
Аппаратура для АТСКЭ Квант
Каналообразующая аппаратура
Металлоизделия

Сельские АТСК: практика капремонтов - Журнал "Вестник связи" N6-2008

Текст    Список   



"Вестник связи" N6-2008


Стр. 34


Стр. 35


Стр. 36
Воронеж

Журнал "Вестник связи" N6-2008

Сельские АТСК: практика капремонтов

С. А. Плахотнюк, технический директор ООО НПФ "Кварц" (г. Воронеж), кандидат технических наук

Ранее в нескольких статьях мы рассматривали экономичные пути решения проблемы устаревших сельских АТС, не предусматривающие их замену на цифровые, однако обеспечивающие соответствие современным требованиям. Сейчас хотелось бы подвести некоторые итоги их реализации и обобщить накопленный опыт. Актуальность вопроса повышается в связи с переходом на новую нумерацию, внедрением повременного учета и предоставлением универсальной услуги.

Радикальная модернизация (капитальный ремонт) АТСК

Напомним вкратце суть нашего подхода - мы предлагаем радикальную модернизацию АТСК 50/200 и АТСК 100/2000, при которой обеспечивается решение целого комплекса проблем сельских АТС при стоимости в 3-5 раз меньшей стоимости аналогичной цифровой АТС. Оборудование для такой модернизации - комплект для капремонта АТСК 50/200 (КСМ) - мы выпускаем уже пять лет. Главное преимущество такого пути заключается в том, что от старой АТС остаются только самые надежные блоки - МКС, которые способны служить еще десятки лет. Все прочие убираются, старый монтаж заменяется новым, в статив устанавливается новый модуль. После капремонта фактически получается современная АТС с новыми свойствами, включая наиболее востребованные функции цифровой АТС:

  • возможность наращивания абонентской емкости, при этом платы АК от АТСК 50/200 не требуются;
  • дистанционное управление АТС с компьютера УЭС, в том числе управление правами абонентов на соединение;
  • подключение охранной и пожарной сигнализации с выдачей тревоги на компьютер УЭС;
  • учет всех происходящих на АТС процессов, ведение архива выполненных соединений, сбор данных для повременного учета;
  • встроенные функции АОН и АПУС;
  • подключение таксофонов;
  • предоставление абонентам дополнительных видов обслуживания (ДВО) - переадресация вызова, прямой вызов без набора номера, повторный вызов без набора номера и т. д.;
  • работа с тональным набором номера (DTMF);
  • поддержка межстанционной сигнализации 1ВСК и 2ВСК;
  • возможность организации закрытой (в том числе и 10-значной) системы нумерации, вызова спецслужб и альтернативных операторов связи;
  • эксплуатационный сервис - дистанционное измерение параметров абонентских линий, блокирование приборов (ШК, РСЛ и АОН) как дистанционно с компьютера УЭС, так и с панели управления КСМ, встроенный автоответчик и др.;
  • индивидуальные абонентские комплекты, т. е. отсутствие САК. Если же "распаривание" абонентских линий по каким-либо причинам невозможно, абонентские комплекты КСМ могут быть спарены адаптером САК. Кстати, адаптеры САК могут использоваться и с любыми цифровыми АТС.

Следует отметить, что в методике поверки АПУС КСМ предусмотрено использование прибора "Комета", межповерочный интервал составляет два года. Это очень важно для метрологических служб, поскольку иными средствами проводить поверку множества удаленных АТС весьма долго и затруднительно. Для дистанционного управления КСМ служит компьютер УЭС с установленной программой "Центр Технической Эксплуатации" (ЦТЭ). ЦТЭ позволяет наблюдать за работой КСМ в реальном режиме, изменять его настройки, вести архивы, в том числе и для АПУС. Удаленный доступ к КСМ для администрирования и считывания данных возможен как традиционным способом (по коммутируемому каналу через модем), так и по сети Ethernet. Защита от возможных внешних электрических воздействий, способных повредить оборудование (гроза, сетевое напряжение и т. д.), обеспечивается быстродействующей защитой абонентских комплектов, а также механической развязкой КСМ от абонентских линий посредством МКС. В самом критическом случае разрядом могут быть повреждены только транзисторы абонентского комплекта, ремонт которого выполняется за 15 - 20 мин. В отличие от АК цифровой АТС в данном абонентском комплекте не выполняется оцифровка сигналов, нет кодеков, поэтому ремонт прост и дешев. Стоимость оборудования для капремонта АТСК 50/200 зависит от монтируемой номерной емкости, количества и типов примененных МКС и в несколько раз ниже стоимости аналогичной цифровой АТС. Кроме того, затраты на приобретение КСМ могут быть скомпенсированы или даже перекрыты за счет подключения новых абонентов.

Практика применения

А теперь - информация по практике применения предлагаемой модернизации.

География АТС, на которых выполнен капремонт посредством КСМ, весьма обширна - с севера на юг от Архангельской области до Карачаево-Черкессии, на восток - вплоть до Приморского края. Наибольшее количество капремонтов выполнено в филиалах ВолгаТелекома - Нижегородском, Самарском и Марий Эл, эдесь капремонт выполнен практически на всех нуждающихся в нем АТС. В филиалах ЮТК - в Карачаево-Черкессии (практически на всех АТС, нуждавшихся в ремонте), и в Ставропольском крае. В филиалах СибирьТелекома - больше всего в Новосибирской области, в филиалах Северо-Западного Телекома - в Архангельской области. В небольших объемах капремонты АТС выполнены в десяти филиалах ЦентрТелекома, а также в филиалах Дальсвязи и Уралсвязьинформа.

Как правило, посредством КСМ выполняют капремонт АТСК 50/200 с расширением номерной емкости: вместо 50 номеров становится 60-80, вместо 100 номеров становится 110-120. При этом выбирается самая простая модификация КСМ - М7 (включающая в себя 6 блоков ШК и 8 блоков РСЛ). Эта модификация является предпочтительной по стоимости при небольшом (до 8) количестве каналов внешней связи без перспективы их увеличения.

Следует отметить, что дальнейшее расширение номерной емкости возможно и в дальнейшем - просто при заказе желательно указать перспективное значение емкости, чтобы это было учтено в монтажном комплекте. Потом, после установки дополнительного МКС и распайки монтажа, достаточно только приобрести и установить в КСМ платы АК (абонентских комплектов). Такое дополнительное расширение оказывается очень дешевым - порядка 180 рублей на абонента.

Капремонт АТСК 50/200 емкостью 150 номеров выполняют с расширением до 160 номеров. Если достаточно 8 соединительных линий, также используют модификацию КСМ М7. Потребность в большем числе соединительных линий решается использованием более дорогой модификации М8, в которую входят 20 РСЛ, блоки ШК отсутствуют. Для обеспечения местной связи требуется попарное соединение разъемов соединительных линий на стативе проволочными перемычками. Данная конфигурация позволяет подключить к КСМ большее количество соединительных линий, а оставшиеся РСЛ использовать в качестве ШК.

Например, при подключении 10 каналов остается 10 РСЛ, соединением которых попарно получаются 5 ШК; при подключении 14 каналов - остается 6 РСЛ, использующихся в качестве 3 ШК. Как правило, местная связь на сельских АТС является менее востребованной, чем внешняя, и такого количества ШК оказывается вполне достаточно.

Более гибкую структуру обеспечивает модификация КСМ М9, которая, как и М8, имеет в своем составе 20 РСЛ, но предназначенных для подключения к мультиплексору цифровых каналов БИКМ-М. Таким образом, жесткое попарное соединение РСЛ перемычками не требуется. Коммутация РСЛ между собой и с каналами внешней входящей/исходящей связи выполняется мультиплексором БИКМ-М в зависимости от набранного абонентом номера. При необходимости все РСЛ могут быть задействованы как для исходящей, так и для местной связи.

Перенаправление входящей связи из общего потока Е1 на свободный РСЛ осуществляется аналогично. Таких вариантов капремонта в практике поставок относительно немного, но они есть (больше всего - в Новосибирской области и в республике Марий Эл).

При капремонте АТСК 100/2000 с емкостью 200 и более номеров также используется модификация КСМ М9 (на каждые 150 номеров), а мультиплексор цифровых каналов БИКМ-М используется для их объединения. Таким образом может быть построена АТС суммарной емкостью до 600 номеров (при объединении 4 блоков КСМ) и имеющей до 60 внешних каналов (2 потока Е1). На практике таким образом выполнялись капремонты на АТС емкостью до 300 номеров включительно, при этом значительно сокращалась необходимая для размещения АТС площадь.

Кстати, сокращение площади, необходимой для размещения АТС, часто оказывается весьма актуальным. Нередки случаи, когда узлы электросвязи отказываются от дорогостоящей аренды помещений под АТС, а сами АТС размещают в контейнерах. При этом 160-номерная АТС на основе КСМ занимает всего один статив, и разместить ее в контейнере несложно.

Особо следует отметить возможность использования КСМ для капремонта ведомственных и производственных АТС. Выгода для предприятий более чем очевидна - при отсутствии централизованных капиталовложений приобретение и обслуживание ЦАТС чрезмерно дороги. Однако такие случаи в практике нечасты, скорее всего - по причине недостаточной информированности потенциальных потребителей. Из примеров такого капремонта можно привести ведомственную АТС Октябрьской железной дороги (ст. Окуловка Новгородской области) и производственную АТС ОАО "Деревообрабатывающий комбинат №13" (г. Люберцы Московской обл.).

Объединение КСМ и организация транзитных потоков

Мультиплексор цифровых каналов БИКМ-М первоначально был задуман как средство гибкого объединения нескольких КСМ для наращивания номерной емкости. Однако сфера его применения оказалась намного шире. Сейчас он обеспечивает цифровую коммутацию каналов 5 цифровых потоков Е1 со скоростью 2048 или 1024 кБит/с. Любой канал любого потока может быть подключен к любому другому каналу. Настройка коммутации производится программным способом.

Вариант исполнения блока с динамической маршрутизацией вызовов позволяет объединить до 4 блоков КСМ "Кварц" в единую АТС суммарной емкостью до 600 номеров и общим количеством каналов внешней связи до 60 (2 потока Е1). Кроме того, на нем может быть построен цифровой транзитный узел аналогично целой узловой АТС, при этом возможно преобразование типов сигнализации.

Вариант исполнения блока с фиксированной коммутацией каналов представляет собой автономный цифровой транзитный узел и может использоваться для объединения и разделения потоков, в том числе с преобразованием их скорости.

Многообразие вариантов обеспечивает организацию практически любых транзитных потоков, что в конечном итоге позволяет из любой АТСК 50/200, АТСК 100/2000 и др. организовать транзитную или узловую АТС.

Проблема со спаренными абонентами

При установке КСМ или ЦАТС может возникнуть проблема - что делать со спаренными абонентами? Далеко не всегда финансированию закупок оборудования сопутствует финансирование строительства ЛКС. Эту проблему решает Адаптер САК, первоначально разработанный для КСМ (имеющего индивидуальные АК), но работающий также и с любыми ЦАТС. В настоящее время Адаптеры САК в большом количестве успешно работают как с КСМ, так и с ЦАТС в Воронежской, Липецкой, Нижегородской, Новосибирской и Псковской областях, Ставропольском крае и республике Марий Эл.

Итоги

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что эффективное и экономичное решение проблемы устаревших АТСК 50/200, которое выводит их на современный уровень, существует, и оно находит практическое применение. При этом в соответствии с законом "О связи" обеспечиваются повременный учет соединений, предоставление универсальной услуги и закрытая 10-значная нумерация - и это без серьезных затрат на цифровую АТС. Технический уровень и универсальность предложенного подхода обеспечит решение проблемы сельских АТС на 10-15 лет.

Воронеж

© НПФ "Кварц". Разрешается свободное копирование авторских статей для всех изданий. Обязательное условие копирование статей - гиперссылка на главную страницу сайта http://quartz-voronezh.ru, указание копирайта © НПФ "Кварц" и фамилии автора.


Публикации (в хронологическом порядке)

Воронеж

09.04.09


Rambler's Top100