Товарный знак зарегистрирован НПФ Кварц Rambler's Top100
Продукция Новости Каталог О предприятии Контакты Обратная связь Регионы Карта сайта
Обновление сайта 17.03.2017 г.

Капремонт АТСК 50/200
Адаптер САК
Аппаратура для АТСК 50/200
Аппаратура для АТСК 100/2000
Аппаратура для АТСКЭ Квант
Каналообразующая аппаратура
Металлоизделия

Как нам обустроить сельскую АТС? - Журнал "Вестник связи" N11-2002

Текст    Список   



"Вестник связи" N11-2002


Стр. 62


Стр. 63


Стр. 64
Воронеж

Журнал "Вестник связи" N11-2002

Как нам обустроить сельскую АТС?

С. А. Плахотнюк, технический директор ООО НПФ "Кварц" (г. Воронеж), кандидат технических наук

А знаете ли вы, сколько в России сельских АТС? Сколько на необъятных просторах нашей родины стареньких АТСК 50/200, АТСК 100/2000, АТСКЭ "Квант"? В свое время они решили весьма важную проблему - обеспечили связью каждое село, каждую деревню. Сколько было радости для сельских жителей! Мир стал ближе, в любую минуту стало возможным поговорить с родными и близкими.

Однако шли год за годом, десятилетие за десятилетием, в мире изменилось очень многое, появились цифровые АТС, Интернет и сотовая связь, и только в российской глубинке все осталось по-прежнему. Те же релейные АТСК 50/200, но уже изрядно поизносившиеся, по-прежнему - единственная ниточка связи с миром для десятков миллионов россиян. И ведь скоро эта ниточка может и оборваться - начнется массовый выход отработавшей свое техники из строя, и село опять останется без связи! Что же делать?

Самый радикальный, но и самый нереальный путь решения проблемы - это замена устаревших координатных АТС современными цифровыми. И причина нереальности такого пути не только в совершенно фантастической сумме, необходимой на такое переоснащение, но и в том, что нет перспектив окупить эти затраты без расширения номерной емкости АТС. Кроме того, до сих пор не существует АТС, полностью отвечающей требованиям к сельской станции и при этом недорогой и надежной.

Поэтому уже ряд лет проблема решается не хирургией, а терапией - даже термин появился - "протезирование". Отработавшие и наиболее ненадежные блоки заменяются своими электронными аналогами, в идеале - заменяющие их "один на один", без каких-либо доработок. Как показала наша практика, наиболее востребованной в АТСК 50/200 оказалась замена РСЛО, в меньшей степени - РА. При этом электронные РСЛО приобретаются далеко не всегда на замену неисправных релейных РСЛО, часто их используют для расширения АТС. Возможно, именно в этом причина меньшей востребованности электронных РА для АТСК 50/200 и больший спрос на электронный регистр РЭ для АТСК 100/2000 (при гораздо меньшем числе АТС этого типа).

Однако простая замена отработавших блоков, несмотря на повышение надежности, не приводит к качественному скачку - не появляются новые функции АТСК 50/200, не повышается удобство ее эксплуатации. Самый первый шаг к качественной модернизации АТС - оснащение ее современной аппаратурой АОН с цифровым синтезатором частот (старые релейные АОН, которыми оснащена ничтожная часть парка АТС, не в счет - их надежность и стабильность частот ниже всякой критики). И этот шаг оказывается весьма выгоден - доходы от междугородней связи позволяют очень быстро окупить аппаратуру АОН (мы получали отзывы, когда аппаратура АОН окупалась за 2-3 месяца). Кстати, замена самого "больного" места УПИ АОН для АТСК 100/2000 - блока генераторов на блок с цифровым синтезатором частот практически устраняет необходимость обслуживания этой в остальном достаточно надежной аппаратуры.

Следующий шаг к качественной модернизации - оснащение АТС аппаратурой дистанционной диагностики и контроля (УДД). После этого уже нет необходимости посылать электромеханика (бывает, за десятки километров) только для того, чтобы заблокировать отказавший РСЛО или отключить от связи злостного неплательщика (а потом, после уплаты, снова его подключить!) Теперь, не выходя из кабинета, можно контролировать работоспособность всех приборов любой удаленной АТС (и при необходимости заблокировать неисправные), отключать и подключать абонентов к связи (в любом объеме - по междугородной, исходящей и местной связи), оперативно решать спорные вопросы с абонентами об обоснованности выставленных счетов и многое другое. Более того, результаты статистической обработки, которые выдает управляющая программа центра дистанционной диагностики, могут дать важный практический результат. Может выясниться, например, что из 10 имеющихся на одной АТС РСЛО реально загружены только 5-6, а на другой АТС все имеющиеся РСЛО загружены полностью (а это ведь означает, что обслуживаются не все запросы!) Отсюда вывод - часть РСЛО с первой АТС без какого-либо ущерба для нее можно перенести на вторую (с большой для нее пользой). Таким образом, кроме упрощения обслуживания и снижения транспортных расходов достигается реальное улучшение качества связи. Кроме того, повышается оперативность ликвидации аварийных ситуаций на АТС: при их возникновении аппаратура немедленно сообщит об этом на компьютер узла связи. Выгода не ограничивается только связью - ведь к аппаратуре дистанционной диагностики могут быть подключены также датчики охранной и пожарной сигнализации, и о проникновении на АТС или о пожаре на ней будет немедленно сообщено!

Все эти варианты позволяют без больших единовременных вложений немедленно получать отдачу от расширения функций АТС и повышения ее надежности. Они приемлемы для АТС еще не изношенных до предела, в которых достаточно заменить несколько наиболее проблемных блоков. Однако для изношенных АТС, а также для тех, где желательно добиться резкого повышения качества связи, возможна радикальная их модернизация.

Как оказалось, на основе самого надежного блока АТСК 50/200 - МКС - можно создать фактически новую современную АТС, причем такая модернизация существенно дешевле не только приобретения новой АТС, но и полного поблочного ее переоснащения (АОН, УДД, РСЛО, РА). Дело в том, что сами электронные аналоги релейных приборов вынужденно имеют существенную избыточность, связанную с сопряжением внутренних уровней сигналов электронных блоков с уровнями приборов релейных. Кроме того, вынужденное следование структуре АТС приводит и к избыточности самих сигналов. Добавим еще блок питания и корпус для каждого прибора - и увидим, что все это приводит к заметному удорожанию полного поблочного переоснащения АТС по сравнению с радикальной модернизацией.

В этом случае все блоки АТС (кроме МКС) демонтируются, и монтируется новое оборудование. Разъемы релейных приборов не используются, подключения выполняются непосредственно к МКС. При этом возможны как необратимый демонтаж АТС, так и обратимый (который реализуется нашей фирмой). В результате за считанные часы станция преображается, обеспечивая теперь тональный набор, дистанционное управление АТС, содержит встроенный АОН, предоставляет абонентам дополнительные виды обслуживания. Кроме того, возможно наращивание номерной емкости АТС и увеличение количества исходящих каналов. К сожалению, пока такой вариант никем до промышленного выпуска не доведен. В частности, наша фирма намерена начать выпуск комплекса средств модернизации АТС (КСМ) ориентировочно летом 2003 г.

Подводя итоги, можно сформулировать подходы к поэтапной модернизации АТС.

  • 1. В любом случае оснащение АТС аппаратурой АОН сразу переводит ее на качественно новый уровень, и к тому же приносит существенный рост доходов от междугородной связи.
  • 2. Оснащение АТС аппаратурой дистанционной диагностики и контроля не обязательно, но желательно. Экономия на транспортных расходах, оперативная реакция на аварийные ситуации, охранные функции и, в конце концов, реальная оценка работоспособности АТС окупят не такое уж большое вложение средств.
  • 3. Для сравнительно свежих АТС, приборы на которых еще не изношены, все же могут возникать проблемы по взаимодействию с АТС верхнего уровня (особенно цифровыми, требующим точного соблюдения длительностей сигналов взаимодействия). В этом случае достаточно оснастить РСЛО дешевым корректором СУВ, и проблема будет решена.
  • 4. Если РСЛО и РА изношены настолько, что приводят к проблемам со связью, есть резон их заменять поблочно "один на один" электронными аналогами. Если достаточно заменить три-четыре прибора для восстановления качества связи - нет особого резона модернизировать АТС целиком и тем более приобретать новую. Кстати, реальные статистические данные о качестве работы каждого отдельного прибора (и необходимости его замены) можно получить аппаратурой дистанционной диагностики.
  • 5. Радикальная модернизация с заменой всего релейного окружения и монтаж электронной АТС на основе МКС. Этот вариант оптимален для изношенных АТС (особенно пострадавших от коррозии, восстановить которые иными средствами весьма проблематично). К сожалению, пока такой вариант никем до промышленного выпуска не доведен.

Остался последний вопрос - сколько все это стоит и где можно приобрести? Сейчас существует ряд фирм, производящих аналогичную аппаратуру, у каждой - свой взгляд на проблемы, свои возможности и традиции. В этой статье мы представили свой взгляд на проблемы сельских АТС, который сформировался за десять лет работы нашей фирмы. Все выпускаемое нами оборудование, о котором говорилось выше, а также многое другое, разрабатывалось нами в тесном контакте со специалистами узлов связи. Это позволило не навязывать свои решения, а искать решения оптимальные именно для пользователей. И, судя по популярности нашего оборудования на всей территории России, на данном этапе развития сельской связи модернизация АТС имеет большие перспективы.

Воронеж

© НПФ "Кварц". Разрешается свободное копирование авторских статей для всех изданий. Обязательное условие копирование статей - гиперссылка на главную страницу сайта http://quartz-voronezh.ru, указание копирайта © НПФ "Кварц" и фамилии автора.


Публикации (в хронологическом порядке)

Воронеж

09.04.2009


Rambler's Top100